Аналитический центр TAdviser опубликовал открытый обзор российского рынка платформ для бизнес-анализа (BI ), «BI-системы в России 2011: обзор рынка» . По данным аналитиков центра TAdviser « Консультационная Группа АТК» занимает 5 место в рейтинге крупнейших российских компаний на рынке BI по итогам 2009 года.
Компания |
Совокупные доходы компании по направлению BI в 2009 году |
Совокупные доходы компании по направлению BI в 2008 году |
Рост доходов,%, 2008-2009 |
Прогноз |
1 472 900 |
н/д |
|
Микротест |
241 137 |
285 207 |
-15,5 |
Крок |
184 208 |
78 759 |
133 |
Ирбикон |
н/д |
66 900 |
|
Консультационная группа АТК |
33 501 |
н/д |
|
ФОРС |
22 457 |
19 800 |
13,4 |
TAdviser, декабрь 2010
Руководитель BI-направления Консультационной Группы АТК, Андрей Терехов, дал экспертную оценку состоянию рынка, тенденциях развития, и охарактеризовал наиболее востребованные технологии BI-рынка:
Итоги развития российского BI-рынка в 2009-2010 гг.
Динамика BI-рынка в 2010 году была очень позитивной, уже в конце 2009 мы ощутили повышение активности на рынке, а в течение 2010 года тенденция укрепилась, и сейчас можно говорить о достаточно устойчивом росте рынка бизнес-приложений как с точки зрения масштаба проектов, так и с точки зрения их количества.
Российский BI: отраслевая специфика
В течение последних лет стабильный интерес к BI-решениям в России наблюдается в типично высоко конкурентных отраслях, таких как ритейл, финансы, дистрибуция, фармацевтика и телеком. Это связано с тем, что финансовые, торговые, фармацевтические и телекоммуникационные компании накопили значительные массивы данных (десятки терабайт) и благодаря современным BI-решениям могут интегрировать все корпоративные данные для эффективного анализа и принятия решений. BI-система таким компаниям помогает не только улучшить управляемость, но и получить конкурентные преимущества, повысить клиентоориентированность. Так, порядка 90% наших клиентов, активно развивавших BI в кризис, смогли сохранить долю рынка. Если говорить о сегментах рынка, то здесь наибольший спрос традиционно у крупного бизнеса. Причины вполне понятны – это огромные массивы данных, разнородные источники, потребность в четком управлении бизнеса по KPI. Однако именно в СМБ стоит ждать BI-бума, это связанно с тем, что, как правило, эти компании развиваются достаточно агрессивно и уже осознали, что аналитика в Excel и жестко стандартизованные отчеты из ERP их не устраивает ни по объемам информации, ни по оперативности доступа к ней. При этом в СМБ BI-проекты уже можно называть масштабными, поскольку львиная часть ИТ-бюджетов во многих компаниях идет именно на системы бизнес-аналитики.
Наиболее востребованные возможности BI
В целом по рынку, заказчиками наиболее востребованы BI-системы, позволяющие строить аналитические отчеты с возможностями drill-down и drill-through, проводить ad-hoc анализ, визуализировать как общие, так и специфичные KPI, а также эффективно планировать деятельность.
С технологической точки зрения в каждой отрасли своя BI-специфика. Так, многие представители телекома стремятся использовать BI-системы по максимуму, задействуя не только широкие аналитические возможности BI, но и работу с данными в режиме близком к реального времени. Поэтому во многих телекоммуникационных компаниях система бизнес-аналитики приобретает функцию оперативного мониторинга.
Главные тенденции рынка BI в России
В этом году проявилась следующая позитивная тенденция – именно бизнес-подразделения стали инициировать BI-проекты. Несмотря на то, что бюджетом BI-проекта распоряжается ИТ-департамент, конечные пользователи систем бизнес-анализа становятся более активными в плане выбора и поддаржки BI-проектов. Еще одна важная тенденция, связанная с конечными пользователями, это стремление выбрать BI-систему с максимальным «самообслуживанием». Конечные пользователи хотят как можно меньше зависеть в своей аналитической работе от ИТ-департамента и самим дорабатывать аналитические приложения. Поэтому многие вендоры начинают двигаться в направлении самообслуживания, и некоторым это удается уже очень хорошо (например, QlikTech, Tableau и др.).
Большинство участников рынка ожидают от 2011 года закрепления позитивных тенденций на российском рынке BI: роста спроса, его отраслевой диверсификации, усложнения BI-проектов и, как следствие, дальнейшего роста объемов рынка. Консультационная Группа АТК прогнозирует в 2011 году рост объема рынка не менее чем на 30%.